Логово Лектора (blacklack) wrote,
Логово Лектора
blacklack

Categories:

Самоназвание русских в XV веке

В этнической истории восточных славян — истории, мягко говоря, запутанной — немалое значение представляет вопрос о том, когда конкретный этнос отбросил старое, тысячелетней давности, самоназвание "русь / русин" (древнейшая собирательная форма и единственное число от неё, сейчас подобная модель сохраняется только для иноназвания "мордва / мордвин") и принял новое.
Произошло это в то или иное время со всеми восточными славянами.

Вчера мне посчастливилось наткнуться в сети на пример, говорящий о том, что еще 500 лет назад русские еще назывались "русью", не сменив окончательно это самоназвание на "русские люди" (единственное число — "русский человек"; его можно увидеть в царском указе Приказу большой казны от 4 декабря 1686 г., скан см. здесь).

Пример не единственный и, очевидно, не самый поздний. Однако ценный тем, что мы точно знаем, откуда человек родом, когда он жил, и знаем, что он называл "русином" именно себя. К тому же, этот факт нелегко списать на высокую книжную образованность (как в случае с Иваном Ивановичем).

Речь о тверском купце Афанасии Никитине, том самом, что добрался до Индии в начале 70-х годов XV века.
Напомню, что Тверское княжество входило в состав Владимиро-Суздальской земли. Родоначальником тверской ветви Мономаховичей стал Ярослав Ярославич (младший брат Александра Невского), а последним великим князем тверским, которого сверг Иван III, — Михаил Борисович, праправнук правнука Ярослава Ярославича.

Итак, житель Твери называл себя "русином" еще в последней трети XV в.:

А в том в Чюнерѣ ханъ у меня взял жеребца, а увѣдал, что яз не бесерменянин — русинъ.

Называл, что интересно, в противопоставлении "бесерменам", то есть мусульманам. Это говорит в пользу той теории, что "русь" была идентичностью надэтничной — основанной на государственной (или династической до определенного времени) принадлежности и особенно церковной традиции. Особенно, поскольку Закарпатье под властью Рюриковичей почти никогда не находилось, тем не менее, паства митрополита Киевского и всея Руси и там назвалась "русью".
В противопоставлении москвичам автор — "тверитин" (мн. число "тверичи"). См. другой весьма показательный пример:

И пошли есмя в Дербенть, заплакавши, двема суды: в одном судне посол Асанбѣг, да тезикы, да русаков нас десеть головами; а в другом судне 6 москвич, да шесть тверич, да коровы, да кормъ нашь.

(Тезики — иранские купцы.) Что касается варианта "русак", то с ним (и "руснаком") так непросто, что надо писать отдельную статью.

Для тех, кто предпочитает скриншоты:



Полное собрание русских летописей. Т. 20. 1-я пол. — СПб., 1910. — С. 305
(445-й лист Львовской летописи по Эттерову списку).

В Софийской 2-й летописи по Архивскому списку в этом месте небольшая описка:



Полное собрание русских летописей. Т. 6. Вып. 2. — Москва, 2001. — С. 225.

Собственно, ученые возводят обе летописи к своду 1518 г. (Там же, с. VII).

Наконец, для тех, кого удовлетворит только скриншот оригинальной рукописи. Вот тот же отрывок в Троицком списке (лист 373 об., 11-я и 10-я строки снизу):



Полностью отсканированный Троицкий список выложен здесь. На листе 370 можно увидеть отрывок с русаками, москвичами и тверичами (5–7 строки снизу).

P.S. В продолжение темы.
Tags: занудное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 28 comments