?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О мифах

Мифом я называю то, что может на 9/10 соответствовать истине, а может быть и полной ложью — дело в другом. Миф — это такой рассказ о прошлом или настоящем, в котором не только все факты, но и все оценки расставлены по местам, в котором создана черно-белая картина из Нас и Их, Своих и Чужих. То, что на черной стороне оказывается не так мало трусов и предателей из числа Своих, а на белой несколько особо совестливых Чужих, общей картины не меняет.
Миф не только отучает думать своей головой, но и приучает сливаться в едином порыве. Единые порывы, увы, в нашей стране (и в большинстве стран мира, если не во всех) управляются циничными, жестокими и алчными политиками.
И самое худшее, что может случиться с единым порывом — превращение его в погром Чужих среди Своих или военную агрессию против Чужих по соседству.
Вспомните большевиков, которые любили поспекулировать на казнях декабристов и народовольцев, на страданиях политкаторжан (чего из самих большевиков почти никто не вкусил — они прохлаждались в ссылках), на жертвах массовых расстрелов 9 января 1905 г. и других, на жертвах эксплуатации простого народа наконец (которая вылилась, в частности, и в массовый голод начала 1890-х гг.)
Всё это было и всё это позволило большевикам призвать к мести, к мерам по недопущению такого же в будущем, обосновать тезис об усилении классовой борьбы и... убивать и мучить народ в намного бо́льших масштабах, чем царский режим.
Вспомните поляков, которые в XIX в. красиво (вплоть до мифа о собственном мессианстве) страдали на глазах всего цивилизованного мира под гнетом трех империй. И ведь действительно страдали — после каждого разгромленного восстания гайки закручивались всё туже.
Помешало ли им это перейти в конце 1918 г. в наступление на восток и на запад, захватить просторные земли с преимущественно непольским населением и обращаться с ним, как с людьми второго сорта? Вовсе нет. Наоборот, история собственных страданий им только помогла — они эксплуатировали наивное убеждение, будто народ с такой историей "жертвы" не может быть "преступником". Может, еще как. Апофеозом всего этого стало участие Польши в разделе Чехословакии осенью 1938 г.
Интересно, как часто оно упоминается в одном ряду с преступлением против Польши в сентябре 1939 г.? Как часто вообще поляки в своем праведном гневе учитывают, что их права на отнятые тогда Советским Союзом земли, мягко говоря, сомнительны? Думаю, нечасто. Миф о народе-жертве живет.
Вспомните миф о преступлениях гитлеровского режима: отдельно о шести миллионах уничтоженных евреев, отдельно обо всех остальных. На поголовное истребление цыган, коммунистов, сумасшедших мало кто обращает внимание. Несколько "повезло" с этим лишь гомосексуалистам. Совсем не интересуется всё цивилизованное человечество тем, какое отношение у Гитлера было к славянам — спасибо холодной войне. Зато из правды о жутком преступлении нацистов против мирного еврейского населения сделан самый раскрученный в мире миф, который позволяет Израилю и поддерживающим его силам на Западе оправдывать частичное изгнание арабов из Палестины в конце 1940-х гг.
Показательна при этом позиция Израиля и США по отношению к армянам — признавать события 1915 г. геноцидом они отказываются.
Вспомните мифы о 2-й мировой войне, которые удивительно отличаются в каждой стране, в ней участвовавшей, и, прежде всего, миф о Великой Отечественной, раскрученный в СССР и современной России. У него, правда, есть интересная черта — количество собственных жертв сперва сильно занижалось и только сейчас доведено примерно до того, какое должно было быть на самом деле. (Нечто подобное наблюдалось и в Израиле в самые первые годы его существования — жертв Холокоста стыдились. Вот и Сталин решил, что народу-победителю нечего было думать о своих потерях.) Менялось с годами и отношение к фронтовикам — при Сталине к людям, совершившим этот подвиг вопреки Сталину, относились по-свински (взять хотя бы массовую высылку инвалидов войны), зато с годами, по мере того как настоящих фронтовиков оставалось всё меньше, всё больше выдвигали на первый план тех, кто, как Долгих с его наездом на шашлычную "Антисоветскую", оправдывает любые действия власти по противодействию внешним и внутренним врагам. Бдительность и еще раз бдительность.
Особенно бросается в глаза спекуляция на мифе о Великой Отечественной в современной, путинской России с ее комплексом осажденной крепости. Заметны даже отдельные случаи ненависти к немцам, чего не было в позднем Советском Союзе.

Вчера половина френдленты была в свечах — вспоминали жертв страшного голода 1932–33 гг., ответственность за который лежит на советской власти. И кто-то написал, что это не нужно мертвым, это нужно живым. Да, мертвым уже всё равно. Что касается живых... Живым политикам это нужно безусловно — в едином порыве легче идти строем хотя бы на избирательный участок (и наоборот: легче показать Своим на то, как Чужие "переписывают историю и хотят нас оболгать"). А нужно ли это живым людям?
Украинцам уже столетие внушают миф о собственной жертвенности. Миф, почти полностью основанный на исторической правде (или на удобной ее части). Но чего добиваются политики, выстраивающие эту черно-белую картину, в которой Свои могут быть только жертвой, но не преступником? Добиваются они оправдания любых своих действий и любых единых порывов, которые в итоге выливаются в погром Чужих среди Своих или военную агрессию против Чужих по соседству.
О поляках я уже писал выше. И в истории Украины есть несколько примеров массовых убийств мирного, прежде всего, еврейского и польского населения: в эпоху восстаний XVII–XVIII вв., в 1917–1920 гг., в 1941–44 гг. Как ни хотелось бы многим из нас убедить себя, что ничего такого не было, что это клевета и т.п. — было. Да, эти события стали реакцией на многовековую агрессию с запада против Украины, да, масштабы их могут быть преувеличены, да виновна прежде всего темная масса, а элита, как Петлюра в свое время, нередко выступала против таких преступлений.
Тем не менее, кровавое пятно на истории украинского народа никуда не денется. И если говорить о том, что позволило украинцам опуститься до такого, то среди всегдашних общечеловеческих болезней (прежде всего ксенофобии) чем дальше, тем бо́льшую роль играл миф — о Своих как жертвах и Чужих как преступниках, позволявший оправдывать любые зверства возмездием, исторической справедливостью, интересами нации и т.д.
Поэтому сейчас я предлагаю всем задуматься: если сегодня нас побуждают сплотиться в едином порыве и думать о Своих как о жертвах и Чужих как преступниках (пусть даже с обычным дополнением о предателях-Своих и праведниках-Чужих), то к чему приведут призывы к бдительности и мести завтра? Оправданием какому преступлению наших политиков может послужить миф о Голодоморе?
Теоретически, да, пока что теоретически. Расскажи кому-нибудь в 1901 году о том, чем станет ХХ век, никто бы не поверил. Тогда на повестке дня стояло всеобщее разоружение.

P.S. Кстати, чем больше нагнетать патетику и проповедовать миф там, где лучше проливать свет истины и сеять сомнения в тех головах, которые еще недавно ни о каком Голодоморе и не слыхивали, тем сильнее будет обратная реакция — недоверия, равнодушия и даже глумления.
Вчера, в день памяти жертв массового голода, руководство "Интера" не постеснялось поставить в эфир запись "95-го квартала" с шутками об эрекции. Уж насколько я не люблю символических жестов, но это удивило даже меня.
Вспомните и то, господа, как сильно наши люди верили в спускаемые сверху мифы в 20-х и 30-х гг. и каким всеобщим равнодушием и цинизмом это кончилось. У мифа судьба всегда одна — он вытесняется другим мифом. Вечна только истина.

P.P.S. Пост неполиткорректный, расфренд принимается с пониманием.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
talerster
Nov. 29th, 2009 10:02 am (UTC)
А вот не дождётесь :)
Сильный пост.
blacklack
Nov. 29th, 2009 10:28 am (UTC)
Спасибо.
andriy69
Nov. 29th, 2009 10:13 am (UTC)
Загалом думка ясна.
Моя свічка пам'яті за моїх померлих в 1933 році родичів.Вони справді померли в 1933 і справді від голоду. Де тут міф?
Хоча звичайно використати голодомор для обґрунтування майбутніх злочинів від імені українців можливо. Теоретично все можливо. Але теоретична можливість ще не є фактом що відбувся. А голодомор — факт історичний. Хіба слід замовчувати історичну подію, яку теоретично хтось колись може використати. З таким підходом треба взагалі заборонити ІСТОРІЮ, бо будь якою подією при потребі будь хто зможе скористатися у власних злочинних інтересах.
blacklack
Nov. 29th, 2009 10:29 am (UTC)
Как я и думал, мне надо надеяться не только на то, чтобы меня поняли, но и на то, чтобы меня просто прочли.


Вони справді померли в 1933 і справді від голоду. Де тут міф?

"Мифом я называю то, что может на 9/10 соответствовать истине, а может быть и полной ложью" — в самом начале стоит. Не заметили?


Але теоретична можливість ще не є фактом що відбувся.

Если нечто такое уже много раз происходило (и в нашей истории тоже), то, я думаю, к такой теоретической возможности следует относиться серьезно.


Хіба слід замовчувати історичну подію?.. З таким підходом треба взагалі заборонити ІСТОРІЮ.

Разве я что-то писал о замалчивании? Если здесь ("лучше проливать свет истины и сеять сомнения в тех головах, которые еще недавно ни о каком Голодоморе и не слыхивали") я неясно высказался, попробую еще раз:
Я как раз за то, чтобы рассказывать, публиковать доказательства, дискутировать, заставлять сомневаться и задумываться тех, в чьих головах живут старые мифы или просто незнание.
Я против слияния в едином порыве и проповеди единственно верной, раз и навсегда доказанной точки зрения ("мифа"), особенно, если при этом выстраивается черно-белая картина Чужих и Своих. Это не приучает думать и сомневаться — что послужит лучшим лекарством против повторения геноцидов в будущем, — а совсем наоборот. И часто дает обратные результаты: неверие и цинизм.
kondybas
Nov. 29th, 2009 10:57 am (UTC)
"..Мифом я называю то, что может на 9/10 соответствовать истине, а может быть и полной ложью — дело в другом. Миф — это такой рассказ о прошлом или настоящем, в котором не только все факты, но и все оценки расставлены по местам, в котором создана черно-белая картина из Нас и Их, Своих и Чужих.."

Всякая наука опирается на факт. На субъективно-независимое надежно воспроизводимое наблюдение процесса и/или объекта. История в очень малой части фактографична. Местами она вторгается в области, где невозможны ни субъективная независимость, ни воспроизводимость наблюдений. В частности, это все, что касается персоналий. Невозможно установить истинные мотивы и устремления давно умерших личностей. Потому все, что история продуцирует в этой области - ненаучно. Мифологично.

Однако заявлять, что ВСЯ история - мифы, как минимум некорректно. Есть вещи, которые достоверны и независящи от текущих политических установок.
blacklack
Nov. 29th, 2009 11:15 am (UTC)
Невозможно установить истинные мотивы и устремления давно умерших личностей.

Это зависит от конкретного корпуса источников, относящихся к той или иной личности. Однако выяснять надо не только их стремления, но и поступки — что несколько легче.


Однако заявлять, что ВСЯ история - мифы, как минимум некорректно.

Честно говоря, я вас плохо понимаю. Где я заявил, что вся история — мифы?
И что такое "вся история"? Прошлое человечества или конкретные воззрения на это прошлое нескольких историков?


Есть вещи, которые достоверны и независящи от текущих политических установок.

Вот здесь я попытался объяснить лучше, чем в самой записи, что речь идет не столько о достоверности представлений ученых-историков, сколько о том, как история преподносится обществу и как на ней спекулируют политики.
Проповедь каких-либо воззрений на историю, пусть даже и достоверных, сама по себе еще ничего не гарантирует. Можно хорошо знать историю и повторять те же ошибки, которые приводят к трагедиям.
Что касается Украины, то наша политическая, интеллектуальная и культурная элита всё чаще заставляет меня вспоминать слова Талейрана: "Они ничего не забыли и ничему не научились".
oleg_g
Nov. 29th, 2009 02:48 pm (UTC)
По моему очень даже научились. При чем у евреев. Научились тому, что национальная трагедия может быть частью большого национального эпоса, или мифа, если хотите. А у евреев очень даже получилось. Холокост - теперь прямо как миф о Малой Земле во времена Брежнева - кроме него, простой обыватель на западе даже не верит, что вообще что то происходило. Некоторых разумных евреев это беспокоит: Хомски, Филькенштейна, но ведь большинство из них уже приняли Холокост, как часть большого национального мифа. Украинцы движутся в том же направлении с Голодомором, правда не столь успешно как евреи, но стремление это вполне объяснимо и закономерно.
dibrov_s
Nov. 29th, 2009 03:38 pm (UTC)
Лично я мифом называю то, что создано с целью подменить собой историю, основанную на фактах. Независимо от содержания в нем правды и лжи.
tymofiy
Nov. 29th, 2009 04:05 pm (UTC)
Украинцам уже столетие внушают миф о собственной жертвенности ?
Простите, по моим подсчетам выходит куда меньше.

В целом же, украинскому мифу до мобилизующей силы еврейского на пока что — як до неба рачки, и на данном этапе думать о возможных через 50 лет эксцессах не доводится. Его нужно холить и лелеять, память о трагедии — одно из лучших лекарств против малороссийства, которым больна молодая нация.

Именно это я имел ввиду когда писал о том, что «это нужно живым». Излишние упрощения и камлания тоже не люблю, но, к сожалению, практика показывает что на массы только они и действуют.






blacklack
Nov. 29th, 2009 04:34 pm (UTC)
Простите, по моим подсчетам выходит куда меньше.

По моим — больше. Я думаю, что уже в событиях 1917–20 гг. можно разглядеть этот миф о том, что всех бедах простых украинцев виноваты эксплуататоры — русские (и обрусевшие) и польские (и ополяченные) землевладельцы и чиновники, еврейская прежде всего буржуазия. Народническая идеализация простых людей наложилась тогда на старую как мир ксенофобию.
Сейчас этносоциальная структура украинского общества совсем другая, но современная Украина почти так же немощна, как и УНР.
И соблазн спихнуть вину за все беды украинцев на иноплеменников почти так же силен.


В целом же, украинскому мифу до мобилизующей силы еврейского на пока что — як до неба рачки...

Конечно, с профессионализмом у нашей элиты беда. Да и вообще отрицательный отбор предшествующих веков тяжело на ней сказался.
Но если настанет, как любили выражаться в Советском Союзе, "особый период", эта сила возрастет стремительно. Главное, что почва уже подготовлена.
И стоит ли вообще доводить до крайности?
Кстати, я писал не только о еврейском мифотворчестве. Вы предпочли этого не заметить?


...и на данном этапе думать о возможных через 50 лет эксцессах не доводится.

Думать надо всегда. И откуда эта цифра, пятьдесят лет? Украина на глазах сползает в авторитаризм, так что эксцессы могут наступить куда скорее.
Другое дело, что неизбежный авторитарный этап может пройти и без них — если общество не подготовит само себя к поискам врагов по каким-либо независящим от воли человека признакам (этническому, конфессиональному или социальному происхождению).
Меня эта кампания пугает тем, что вместо преступления партии большевиков, которая и несет за него ответственность (эта точка зрения позволила бы покончить со сталинизмом во всём бывшем СССР), делается упор на недоказанном тезисе о геноциде, который сводит его к тупиковой и чреватой трагедией установке: Они уже уничтожали Нас, теперь Мы должны уничтожить Их, пока они снова не взялись за старое.


Его нужно холить и лелеять, память о трагедии — одно из лучших лекарств против малороссийства, которым больна молодая нация.

Это то же малороссийство, только с обратным знаком. Малороссийство — это глубокий провинциализм, неумение уйти от собственных недостатков и комплексов. Ни к чему хорошему опора на эту черту украинского этноса не приведет и жизнеспособное государство построить не позволит.


Излишние упрощения и камлания тоже не люблю, но, к сожалению, практика показывает что на массы только они и действуют.

Пока вы будете относиться к собственному народу как к массе, которую в принципе не нужно просвещать и приучать думать, вы и будете ходить по замкнутому кругу — развал одной империи, попытка добиться независимости, "где два украинца — три гетмана", подчинение другой империи.
tymofiy
Nov. 29th, 2009 05:05 pm (UTC)
  По моим — больше. Я думаю, что уже в событиях 1917–20 гг. можно разглядеть этот миф о том, что всех бедах простых украинцев виноваты эксплуататоры.
Что мифу «угнетенной Украины» уже за сто лет — соглашуть. Но вот что «украинцам внушают его сто лет» — нет. У народников ресурсы внушать были невелики, по сравнению с государственной машиной, хотя и аккумулировали ненависть угнетенных классов.

В промежутке же 193х-198х утверждалось, что всё угнетение закончилось вместе с царизмом. Да и до 2004-го власть Украины данную тему не поднимала по большому счету, всё шло на самотек энтузиастов.

Лет собственно активной пропаганды мифа выходит много меньше ста.

  Но если настанет, как любили выражаться в Советском Союзе, «особый период», эта сила возрастет стремительно. Главное, что почва уже подготовлена.
В «особый период» резня будет и без мифа.

  И стоит ли вообще доводить до крайности?
Меня эта кампания пугает тем, что вместо преступления партии большевиков, которая и несет за него ответственность (эта точка зрения позволила бы покончить со сталинизмом во всём бывшем СССР), делается упор на недоказанном тезисе о геноциде, который сводит его к тупиковой и чреватой трагедией установке: Они уже уничтожали Нас, теперь Мы должны уничтожить Их, пока они снова не взялись за старое.
Я и не предлагаю доводить до крайности, отнюдь. Да и Ющенко уже как только может повторяет что «ми не звинувачуємо росіян, ми звинувачуємо ту злочинну владу, від якої страждали і вони теж». Из эффективного разделения на Мы и Они отнюдь не всегда следует что Их надо уничтожить.

  Кстати, я писал не только о еврейском мифотворчестве. Вы предпочли этого не заметить?
Я не вижу принципиальной разницы в еврейском, польском, немецком 1920-х, ирландском и многих других страдательных мифах, потому и упомянул только первый, как наиболее известный.

  Это то же малороссийство, только с обратным знаком.
Простите, эту вашу мысль я не понял.

  Пока вы будете относиться к собственному народу как к массе, которую в принципе не нужно просвещать и приучать думать…
Я такого не говорил. Надо, надо приучать и думать, надо рассказывать историю во всей её сложности. Но кроме этого мемориалы-фильмы-детские_рисунки тоже нужны. Что б проняло, и в день памяти идиотских шуток слышать не доводилось.

То что я пытался сказать — память о трагедии может и должна использоваться как инструмент сплочения нации, такое делалось уже десятки раз в новейшей истории. И лишь иногда, под влиянием дополнительных сложных условий новая нация переходила к уничтожению Чужих. И я лично не вижу серьёзных предпосылок к этому на Украине в ближайшем будущем.
( 11 comments — Leave a comment )